Интервью

Генеральный директор ГК «Салюс» Егор Иванков: «По лесу, но с компасом»

Группа компаний «Салюс» ведёт предпринимательскую деятельность с 2012 года, в группе 15 компаний в РФ и 19 компаний в странах Европы, Азии, Африки, деятельность группы направленна на администрирование встречных товарноденежных потоков, проектное управление и сопровождение в области реализации проектов и общественных инициатив. Главным методом работы компании является комплексный подход. С ГК «Салюс» успешно сотрудничают такие структуры как: Торговопромышленная палата Российской Федерации, Финансово-банковские Ассоциации, высшие учебные заведения, страны и участники ЕАЭС. О проблемах комплексного развития территорий, администрирования товарно-денежных потоков, а также решениях этих задач, рассказал генеральный директор ГК «Салюс» Егор Иванков.
– Одним из Ваших проектов является комплексное развитие территорий. Какие модели были предложены вами для реализации данного проекта в действительности?

– В настоящее время, на тему комплексного подхода развития территорий написано много теоретических изысканий, в которых прописаны преимущественно конечные цели, нежели сам алгоритм действий с долгосрочной и устойчивой стратегией.

В 2015 году мы запустили пилотный проект по интеграции хозяйствующих субъектов малого и среднего бизнеса в единую биржевую систему, нам удалось применить модель консолидации товарных и денежных потоков и продемонстрировать механизмы их управления. Также, нам удалось показать, какие экономические эффекты даёт эта консолидация, и на каком объёме формируется «точка безубыточности». До этого момента, такой модели не существовало, ввиду того, что она является частной инициативой, не предусматривающей мер государственной поддержки. Тогда, мне, как хозяйствующему субъекту и генеральному директору, удалось ощутить всю фискальную нагрузку, и, благодаря тому, что я был открыт для системы, мы получили акт об окончании выездной проверки, проходящей за активный период деятельности организации в 2017 году, что свидетельствует о добросовестности при исполнении сделок. Вследствие такого подхода, не дожидаясь нормативно-правовой базы, а работая с конкретной задачей, которая была сформирована при создании Евразийского экономического союза, мы показали, как можно встраивать данные модели в существующую систему, не искажая действующее законодательство. В тоже время, эта модель может динамично развиваться, адаптироваться под изменения, либо являться инициатором этих изменений. Мне, как генеральному директору, доводится принимать активное участие в дискуссиях, круглых столах, комиссиях и рабочих группах торгово-промышленной палаты, финансово-банковских ассоциациях, также предоставляется возможность продвигать те или иные проекты, продукты или выдвигать различные инициативы. Задачей этих мероприятий является формирование общественного и экспертного мнения.

– Существуют ли нестандартные подходы к решению задач реализуемых проектов?

– Применение нестандартного подхода в реализации того или иного проекта – это тот случай, когда мы говорим не о сформированной нормативно-правовой базе, но о том, когда фактически существует конкретная задача, однако технического задания к ней не предусмотрено. Техническое задание – это проведение научно-исследовательских и опытноконструкторских работ, в том или ином направлении, после чего происходит слушание с экспертами, а завершающим этапом является формирование законодательной инициативы. Проблема цикла, начинающегося с задачи, и заканчивающегося реализацией, может затягиваться на годы, что является слишком большим периодом. В данной ситуации, на сформированную задачу в качестве инициатив - я продвигаю модели и решение этих задач.

– Какие проблемы комплексного развития территорий существуют на сегодняшний день, и какие модели могут помочь в решении проблем?

– Комплексное развитие территорий является «животрепещущей» проблемой на сегодняшний день. И бюджет, заложенный в национального проектах, статьях бюджетов, деньги, которые фактически есть или будут, являются дефицитным количеством средств, направленных на реализацию подобного рода грантов, программ комплексного развития территорий. На сегодняшний день, во всех регионах и крупных мегаполисах, износ системы ЖКХ, в среднем, составляет от 60 до 100%, что говорит о сильном износе инфраструктуры. Существует 2 пути для систематизации и регулирования этих структур – создание новой структуры, либо «ремонта» уже существующей системы. Строительство новой структуры ЖКХ является более рентабельным решением, нежели постоянной ремонт. С учётом недостаточности финансового потока государственного бюджета, появляется необходимость привлечения дополнительных денежных средств интервентов. Однако для любого интервента очень важна гарантия возвратности своего капитала. Так как в существующих моделях развития территорий происходит дробление на маленькие концессии и ГЧП, то фактическим результатом будет являться долговая яма для любого региона. В связи с чем, становится более ощутимой нагрузка на бюджет. Для решения этой проблемы, мы предлагаем свою модель, которая позволяет не погружать регион в долги, но за счёт консолидации денежного потока и задач, использовать инфраструктуру группы в качестве компании - оператора, который несёт определённую ответственность, в том числе и риски, однако получает возможность консолидировать различные источники финансирования, которые будут являться процентом денежных средств, находящихся в нацпроектах, программах развития моногородов. Таким образом, через создание консорциума, где роли всех участников распределены, разграничена зона ответственности и обязанностей, а также есть компания - лидер консорциума, который консолидируют на себе и бюджет, и риски. Если юридическое лицо получает стабильный денежный поток - это может упростить получение дополнительного финансирования от частных инвесторов учитывая достаточное количество механизмов инструментов привлечения так же мер государственной поддержки. Если есть необходимость структурировать какой-то проект, инвестировать какой-то объект, то это проект с большим количеством вложений и большим сроком возвратности, но возвратность капитала будет гарантированной. Это именно та ситуация, где можно пойти не путём выпуска государственных облигаций и займов, а сразу продавать акции готового предприятия, таким образом, нагрузка на бюджет будет снижаться, не исключая первый вариант. При условии последующего снижения ставки депозитов, желающие проинвестировать тот или иной проект, покупают уже акции, которые дают гарантированный дивидендный доход. Такая модель позволяет возвращать большую часть вложений инвесторам. Однако система может устойчиво развиваться только при условии единого центра управления. Мы, как группа компаний, позиционируем данную модель как услугу, операционный консалтинг, который можно сравнить с казначейским сопровождением. Не менее важной проблемой является большой объём задействованных человеческих ресурсов. Причем как в краткосрочном, так и в долгосрочном периоде. Для реализации масштабно сложной стратегии, необходимо заранее формировать кадровый потенциал в том регионе, где идёт реализация такой модели. Если поручить написание программы комплексного развития территорий одной структуре, то это будет в большей степени профанацией процесса. Так как это влечёт за собой необходимость не только проведения экспертизы, но и предусматривает формирование решения. Администрация того или иного региона не должна разыгрывать концепцию комплексного развития региона, однако может раздробить его на более малые подконцепции. Таким образом, каждой структуре будет предоставлена возможность заняться прикладной задачей. Это также позволяет разграничить зону ответственности и соразмерно спрашивать с исполняющих обязанности структур.

Я встречал много недопонимания при реализации данной модели. Однако она вполне реальна и приносит высокие результаты. Естественно, как и при других моделях реализации проектов, в ходе работы возникают определённые трудности, как говорится: «По лесу, но с компасом».